Всё начинается с дороги
В 1959 году на экраны советских кинотеатров вышел фильм «Всё начинается с дороги». По сюжету молодой строитель-монтажник отправляется на далёкую комсомольскую стройку в Сибирь. Трудовая история, которую я хочу вам рассказать, началась приблизительно так же, только значительно позже.
Евгений Полагутин, как молодой специалист и отец семейства, после завершения строительства Капчагайской ГЭС, взяв жену и двоих детей, приехал на комсомольскую стройку Крапивинской ГЭС в Сибирь в 1977 году. Сыну Александру на тот момент было не много и не мало, а 13 лет.
О Александре Полагутине и будет моё повествование. Выбор героя сделан не случайно в канун празднования Дня работника дорожного хозяйства, который отмечается в третье воскресенье октября во всей России, а в этом году этот день выпал на 19 октября. И, что немаловажно, по стечению обстоятельств в этот же день мы будем отмечать День отца. Вот собственно и критерии, которые легли в основу моего предпраздничного материала.
Сегодня Александр Евгеньевич Полагутин — далеко не юный мальчишка, а опытный главный механик АО «Крапивиноавтодор», за плечами которого 61 год жизни и, без малого, 44 года трудового стажа.
Это не просто прожитые годы. Это мудрость, опыт, умение принимать взвешенные решения и нести ответственность за их последствия, уважение коллег и друзей, годы семейной жизни в доверии и согласии, дети, внуки… Обо всём и по порядку веду беседу со своим собеседником. Отзывчивый и уверенный в каждом слове Александр Евгеньевич, с горящими глазами, как у мальчишки, рассказывает о своей дороге жизни.
Сибирь встретила приветливо…
Период начала строительства Крапивинского гидроузла привлекал перспективные кадры со всей страны. В республике Казахстан закончилось строительство Капчагайской ГЭС, и всё чаще и чаще семьи строителей принимали решение отправиться на подобный объект. В посёлок, уже на тот момент именовавшийся Зеленогорский, родители Александра Евгеньевича переехали, приняв взвешенное решение на семейном совете.
— Основным в семье родителей всегда было уважение. Это прививалось с молоком матери. Кроме того, в семье всегда было особое отношение к труду. Таких слов, например, как «не хочу», «не буду», «не пойду работать», — не было. И нас всегда учили трудиться, причём ударно трудиться: и в школе, и дома, и, позже, на том поприще, которое выбирали для себя. Дисциплина и ответственность! И чтобы слово с делом не расходились, — поясняет мне мой собеседник.
Вот и был выбран край сибирский, приветливый и нуждающийся в специалистах. Уроженец села Карой Илийского района Алма-Атинской области, Александр Полагутин получил зелёногорскую прописку на долгие годы. В школу продолжил ходить по приезду в 8-й класс. Потом был Кемеровский совхозтехникум. В 1998 году освоил специальность инженера-механика Новосибирского государственного аграрного университета по направлению «механизация сельского хозяйства».
— Вообще свой трудовой путь начал здесь, в Зеленогорском. В 1981 году я уехал. А когда вернулся, отец привёл меня в УС «Кузбассгидроэнергострой», и в конторе меня взяли слесарем. Через какое-то время я ушёл в армию. Служил в Минске и в Монголии. А после окончания срочной службы принял решение вернуться и продолжить работу. Восемнадцать лет бок о бок с командой, которая не покладая сил трудилась, мы продолжали работать. Позже, когда по определённым причинам строительство ГЭС прекратилось, я поехал на стройку в Кемерово. В 1999 году принял решение и вернулся в Крапивинский район, — продолжает свой рассказ о трудовом пути Александр Евгеньевич.
Бесперебойная работа механизма
Связующим звеном при приходе в трудовой коллектив Крапивиноавтодора был Евгений Николаевич Романюк. С теплотой и глубокой признательностью делится со мной Александр Полагутин историей о том, как он пришёл работать в дорожное хозяйство в 2011 году. Действующий руководитель того времени, Игорь Николаевич Титаев, прислушался к мнению опытного коллеги и принял на работу начальником участка по производству асфальтобетонной смеси.
Совсем недолго Александр Евгеньевич «закрывал» этот важный объект. Уже через два месяца, в октябре 2011 года, он стал главным механиком и продолжает им быть вот уже 14 лет. У меня есть своё представление о том, кто такой механик, и я поделилась им, но Александр Евгеньевич, с улыбкой, разъяснил мне, что не всегда механик — это тот, кто по самый локоть держит руки в мазуте и перебирает запасные части автомобилей.
— Работа моя заключается в правильном проведении ремонтных работ и правильной эксплуатации техники, — поправляет меня Александр Полагутин.
Уяснила, что самый рутинный момент в этой цепочке планирование всего производственного процесса и бесперебойной работы парка техники, которая есть на предприятии. И это подтверждает Александр Евгеньевич, перечисляя, что сюда входит расход топлива, запасных частей, сроки работы, выбор контрагентов по ценообразованию и многое другое. Как часы! И не иначе! Тонкий расчёт, аналитический ум и умение предвидеть ситуацию — такова роль главного механика, обеспечивающего слаженную работу не только коллектива, но и 77 единиц техники, обеспечивающей эксплуатацию, строительство и ремонт автодорог Крапивинского округа.
— Техника, которая сегодня работает на дорогах, существенно отличается от той, которая была даже десять лет назад. Помню момент, когда мы приобрели новый асфальтоукладчик. Я очень был рад тому, что у нас появилась современная машина. Ну, думаю, всё, мы попали в рай, сейчас дело в гору пойдёт. Но с чем мы столкнулись? С тем, что машина была оснащена компьютеризированной системой управления. Наши ребята не были к этому готовы. Но когда пришли новые знающие люди, я вспомнил своё состояние, когда мы только-только пополнили автопарк этой техникой. Современные образовательные программы и взаимодействие с сервисным центром помогли нам научиться работать на новых машинах. И сейчас сотрудники вынуждены постоянно обучаться, в том числе заниматься самообразованием. Это важно. Это про прогресс. Это про объём работы, — продолжает знакомить меня с азами профессии Александр Евгеньевич.
Про будущие дороги
Каждый из нас, и пешеход, и водитель, видит, что ежегодно качество дорог в Крапивинском округе улучшается. В этом непосредственная заслуга моего героя и его соратников, ежедневно обеспечивающих правильную эксплуатацию, текущий ремонт и содержание дорог. Каждый сотрудник предприятия вносит существенный вклад в жизнедеятельность АО «Крапивиноавтодор».
— Коллеги, с которыми я работаю ежедневно, — это профессионалы высокого уровня, ответственные и серьёзные люди. Но ждём новые кадры. Молодёжь призываю к тому, чтобы осваивала рабочие специальности и приходила работать на предприятия, без которых на сегодняшний день сложно представить современность. Нам нужны сварщики, механики, водители, — озвучивает то, о чём переживает Александр Евгеньевич.
На работу приходит к 7:00, уходит значительно позже окончания трудового дня. А всё почему? Потому что волнуется, как отец за своё детище. А вечером дорога ведёт домой, где ждёт супруга. Дети уже давно повзрослели и живут по принципам уважения к труду, уважения друг к другу, почитания родительского слова и заботы о родных. Этому же учатся внук и внучка Александра Евгеньевича. И переживает уже за них дед Александр: чтобы научились, не оступились и выбрали правильную дорогу.
Благодарю от души за откровенный разговор, детали которого и не уместить на одной полосе «районки» и присоединяюсь к поздравлениям работников дорожной отрасли: здоровья, стабильности, мирного неба над головой и ровных дорог каждому!
Наталья Козутина



Администрация сайта не несет ответственности за содержание сообщений, публикуемых в комментариях к материалам.
Запрещены проявления любой грубости, личные оскорбления, использование нецензурной брани. Комментарии нарушающие правила пользования сайтом будут удалены, а пользователи заблокированы.