Вектор движения: вперёд и вверх

Вектор движения: вперёд и вверх
15 декабря в Борисовской средней школе состоялся районный конкурс «Учитель года — 2024»,  ставший предшественником регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России»,  временем проведения которого назначены дни с 25 по 29 марта 2024 года.

Без сомнения, конкурс был интересен, чётко организован и проведён безупречно, что делает честь как принимающей стороне — Борисовской школе, так и конкурсантам, прибывшим сюда с группой поддержки от своих школ — Крапивинской, Зеленогорской, Тарадановской, Перехляйской, Шевелёвской.

 

Мероприятие как показательный труд

В программе конкурса было три испытания: открытый урок, методический семинар, мастер-класс. Членам жюри предстояло стать экспертами в области тем, представленных конкурсантками, обладающими высоким уровнем знаний и понимания предмета. Динамичное развитие событий это подтвердило.

Тренировались ли конкурсантки заранее? Нет. И это явно было видно по оригинальному, но спокойному ходу проведения уроков с участием чужих детей, которых тоже не тренировали загодя, а просто объяснили, что уроки проведут другие учителя, которые приехали к ним специально.

 

Про часы, время и космос

Путешествие во времени совершили третьеклассники вместе с Екатериной Александровной Толстогузовой, учительницей из Зеленогорска. И если ребята увлечённо путешествовали вокруг планеты Земля и в космосе, работали у интерактивной доски, с дневниками наблюдений, с раздаточным материалом по теме «Единицы времени. Сутки», то жюри и все наблюдающие за ходом урока анализировали труд конкурсантки, рассматривая мотивационную структуру урока, актуализацию знаний, постановку цели и задач урока. Так у ребят состоялось открытие новых знаний.

 

Школьные предметы

На урок английского языка к Диане Александровне Ботенко привезли пятиклассников из Перехляйской школы. Её урок по теме «Школьные (учебные) предметы» является первым в системе уроков по разделу «Школа. Школьная жизнь».

— В соответствии с поставленной целью — знакомство и совершенствование лексических единиц по теме «Школьные предметы» — тип моего урока определился как комбинированный, — рассказала Диана Ботенко, — материал урока оказался сложным, но интересным для учащихся, потому что на этапе изучения нового материала ребята познакомились с лексикой по заданной теме посредством следующих знаний: постановка опыта (предмет химии), частушки (предмет музыки), дорисуй картину (ИЗО). Кроме этого я использовала на уроке разные формы организации деятельности: фронтальную, хоровую, индивидуальную, парную. Задания были поэтапными и выполнялись последовательно — от простых к сложным. Удалось избежать перегрузки учащихся, а дети в течение всего урока проявляли активность.

 

Давайте дружить с природой!

С педагогом из Тарадановской школы Марией Валерьевной Ивановой борисовские второклассники впервые познакомились только на уроке окружающего мира. Добрая учительница им понравилась! Ребята вместе с ней отвечали на вопросы по Красной книге, смотрели видеоролик «У природы есть друзья», расшифровывали тему урока, рассуждали о том, как становиться другом природы, слушали звуки природы, пение птиц, а на мультимедийном экране встретились в лесу с мудрой тётушкой Совой, участвовали в игре «Новоселье», познавали правила природы с помощью пазлов, отдыхали во время физкультминутки. Урок Марии Ивановой прошёл творчески, наполнив впечатлениями детвору, которая ушла с урока с медалями «Юный друг природы» и волшебными конфетами.

 

Как кадеты рапортовали Розе Ворсобиной

— Для Розы Владимировны, учителя информатики и ИКТ Крапивинской средней школы, урок, который она провела с пятиклассниками нашей школы, был необычным, — рассказывает директор Борисовской школы Татьяна Алексеевна Вальвач, — необычность проявилась в том, что этот урок прошёл в кадетском классе. Кадеты начинают урок с рапорта. Строевая выправка и обращение к кадетам не испугало прекрасного педагога. Роза Владимировна так увлекла ребят интересным занятием, что они и не заметили, как быстро пролетело время. Работая в программе PowerPoint, кадеты создали аквариум и его жителей. Рыбки и осьминог по щелчку мышки плавали в нём, изумляя ребят.

 

Будь исследователем! Научу

Юлия Павловна Смердина, учитель начальных классов Перехляйской школы, провела для борисовских ребят из 4-го класса урок по окружающему миру на тему «Жизнь пресного водоёма».

— Моя цель была такова: сформировать у детей представление о жизни пресноводного водоёма, — говорит Юлия Смердина, — для этого использовала различные приёмы обучения, а урок простроила так, чтобы каждый ребёнок почувствовал себя исследователем, раскрыл таланты и способности. Настроение у всех было хорошим, все дидактические цели успешно реализованы: и учитель, и обучающиеся получили огромное удовольствие от общения.

 

Плюс цифровая грамотность

Провести урок информатики для борисовских восьмиклассников — такое задание для участия в конкурсе определила себе Татьяна Сергеевна Караман, учитель информатики и ИКТ Шевелёвской школы. Тема урока непростая: «Системы счисления. Развёрнутая форма записи числа». Урок опирался на уже имеющиеся знания и навыки, а также содержал новый материал и практическую работу на образовательной платформе «Яндекс — Учебник». Как пояснила сама Татьяна Сергеевна, учебное занятие было направлено на формирование у учеников познавательной активности и цифровой грамотности.

Мне, журналисту, нельзя не согласиться с учителем Татьяной Караман и её ответственностью преподавания этого предмета, ведь понятие «цифровая грамотность» как инструмент информационной деятельности уже давно вышло за рамки умения только использовать компьютер. Теперь оно включает в себя современные практические навыки, чему и учит Татьяна Сергеевна.

 

Второе испытание Конкурса

Ещё одним из испытаний конкурса стал методический семинар — устное представление своего профессионального опыта как опыта, сформировавшегося при взаимодействии с коллегами — учителями различных предметов, педагогами и специалистами образовательных организаций разных типов и видов, с родителями учеников, общественными организациями, работниками науки, культуры, здравоохранения, представителями других сфер. Конкурсантки и здесь были верны своему выбору семинара: Екатерина Толстогузова выступила с темой «Мотивация учебной деятельности», Диана Ботенко — «Настольные игры как метод поддержания интереса на уроках иностранного языка», Мария Иванова — «Использование игровых технологий в начальной школе», Роза Ворсобина — «Искусственный интеллект. 5 способов», Юлия Смердина — «Формирование патриотического воспитания в начальной школе», Татьяна Караман — «Использование цифрового образовательного ресурса «Яндекс — Учебник» как средство отработки предметных навыков обучающихся основной школы».

 

Третье испытание Конкурса

Мастер-класс провели также все конкурсантки, продемонстрировав профессиональное мастерство в области презентации и трансляции инновационного педагогического опыта в ситуации профессионального взаимодействия. Они были на высоте! Потому что знают и любят то, чему учат, добавили творчество, последовательность изложения, умение импровизировать, грамотную речь.

 

Обучение с увлечением

— 2023 год объявлен Годом педагога и наставника, — делится впечатлениями от конкурса Татьяна Вальвач, — мы, весь коллектив школы, включая работников столовой, рады были принять в своей Борисовской школе шесть конкурсанток, готовились к приёму, поддерживали их, присутствовали на уроках и ценили каждое слово коллег. Они показали свои профессиональные таланты, умение находить контакт с окружающими, организовать работу с обучающимися, проводить оценку собственной деятельности. Очень интересно прошли уроки участниц конкурса, каждая из них неповторима и по-своему талантлива. Огромная благодарность членам жюри за профессионализм и индивидуальный подход к каждому конкурсанту. Такой конкурс, как «Учитель года», обязательно нужен! Это драйв, который позволяет педагогу увидеть себя и свои возможности гораздо шире. Коллеги, дерзайте, ищите, преодолевайте! Главное, чтобы был виден вектор вашего движения — вперёд и вверх! И тогда мы смело сможем вести вперёд самое дорогое, что у нас есть, — наших детей.

 

 Порадовать смог итог

Под аплодисменты жюри объявило результат конкурса: два лауреата — Юлия Павловна Смердина (учитель Перехляйской школы), Татьяна Сергеевна Караман (учитель Шевелёвской школы), победитель — Екатерина Александровна Толстогузова (учитель Зеленогорской школы). Екатерина Александровна будет представлять Крапивинский округ на региональном этапе главного профессионального форума — в конкурсе педагогического мастерства «Учитель года — 2024».

Ираида Родина,

посетившая уроки конкурса в Борисово