Школа, ты не старишься!

Школа, ты не старишься!
ФОТО:
Школа, ты не старишься!

У каждого образовательного учреждения своя история. На смену выпускникам всегда приходят новые ученики. И, если для одних звонок звенит в последний раз, для других – в первый. И так трудится педагогический коллектив, чтобы учить, растить, выпускать и встречать. В этом – назначение школы и её учителей. Как тут состаришься? Не получится.

Накануне  Дня учителя решила я сходить в Детство, то есть в школу — в первый и в одиннадцатый  классы. Что из этого получилось, сейчас расскажу.

 

Как начинаются  школьные годы?

Утром 22 сентября. Мамы или бабушки, или старшие в семье дети подводят своих первоклашек к Зеленогорской школе: ну, иди! Не бойся! Не стесняйся! Скоро тебя заберу после уроков. И боятся, и стесняются, и робеют. Но те, кто годы дошкольные через садик прошёл, смело бегут навстречу Ольге Валентиновне Яковлевой. Да, вижу, как смелых и несмелых ведут пока ещё за руку и в класс, и к питьевому фонтанчику, и в столовую, и в туалет даже, пока не привыкнут. Привыкать и приучаться ко многому в школе нужно: здороваться со всеми направо и налево, спинку держать ровно, в класс заходить, а не залетать, руку поднимать, если хочешь отвечать, слушать, когда говорит учитель, стулом не греметь, не задираться, не обижаться, не выкрикивать, не, не, не… Столько запретных «не», и как справиться?

— Это тяжело, — всерьёз говорит Ольга Валентиновна, а её тут же перебивает смелая девчушка:

— Мы научимся!

Урок математики в первом классе был посвящён цифре 4. И чего только не придумала учительница, чтобы детям было интересно! Сразу же и напомнила, что будет раздавать наградные жетоны, имеющие свойства звёзд, которые нужно суметь зажечь на своей планете, которая нарисована на яркой картине перед всем классом. Выходить к доске и выполнять задание с цифрой 4 устремлялись все, придумывая про четыре ножки и у кошки, у стола и стула, у шкафа.

— Я первый сказал!

— Нет, я!

— У автобуса 4 колеса!

Притихли большинство, когда Ольга Валентиновна начала рассказывать материал потруднее про четыре стихии, четыре времени года, четыре части света. И всё же находили ответы, зарабатывая свои жетоны для будущих звёзд, решали задачки, учились аккуратно выводить на планшете цифру 4. Когда же ребячий гвалт, крикливый спутник шума, снова начал набирать оборот, учительница применила проверенный способ, включив экран с поющим и танцующим медвежонком. С ним и детворе разрешили делать упражнение на счёт раз, два, три, четыре — хлопать в ладоши и даже топать. Затем продолжили урок разбором на слагаемые цифры 4, варианты состава её, и у каждого ребёнка в ходе урока от Ольги Валентиновны было ободряющее слово: молодец, умница, стараешься, я тобой довольна, у тебя получится! Даже привычные каждому с детства математические знаки заиграли иным смыслом — так, про минус теперь не нужно говорить — отнять, нужно — убавить. Таким образом, если от четырёх убавить два, будет два! И никто ничего ни у кого не отнимает!

Весёлый первый класс — он такой только вначале, а затем плюс, плюс, плюс усложнение заданий, привыкание к труду и дисциплине.

Пока же так:

— Ольга Валентиновна, а Серёжа разговаривает!

— Ольга Валентиновна, стойте, стойте, погодите, я не успел написать!

— Ольга Валентиновна, у меня пальчик болит!

— Ольга Валентиновна, а я не могу нарисовать четыре огурца!

— Ольга Валентиновна, а как это сделать?

Ольга Валентиновна и пальчик помазала, и подула на него, и Серёжу утихомирила, и подождала, чтобы отставший успел работу сделать, и разрешила вместо огурцов кружочки нарисовать, и показала, как сделать то, что задала во время урока. Выучили хором домашнее задание, скороговорку:

— У четырёх черепах четыре черепашонка.

Посчитали первоклассники у себя набранные жетоны за работу на уроке, и у других не забыли для честности посчитать, и к своим планетам устремились звёздочки зажигать. И тут прозвучала любимая фраза учительницы на фоне звонка об окончании урока:

— Конфетная переменка!

Фантики на конфетах были разные. Почему? Дети уже знают. Научили.

 

Так завершаются  школьные годы

На широком и чистом дворе Крапивинской средней школы целая картина под названием «Мы выросли и ушли» отражает прощальное письмо выпускников 2022 года: 11-летний контракт истёк, спасибо, школа, мы выросли и ушли. Обычная история. Эти выросли, другие на подходе.

 

Так продолжаются школьные годы

Одни стремглав подбегают к расписанию: так, алгебра, физика, физра, другие степенно поднимаются на третий этаж к кабинету номер 10. Мне тоже туда, на урок литературы к Любови Ивановне Бутусовой. А вот и она у доски, пока одна, но класс наполняется одиннадцатиклассниками, которые читают тему, записанную на доске учительницей: «Семья Мармеладовых. «Правда» Сони Мармеладовой». И цитата: «Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти...» Достоевский.

Школьники рассаживаются по своим местам, и я вижу, что они в теме. А я — нет, потому и слушала во все уши тему урока по роману Достоевского «Преступление и наказание». Заметила, что у каждого ученика была книга с произведением, значит, с учебным фондом в школьной библиотеке всё нормально.

Нормально и с дисциплиной на уроке, и контакт с учительницей я бы назвала сотрудничеством. В основе сюжета детектив? И да, и нет. Психологический роман? Да. Сложные мотивы, напряжённая атмосфера, мир униженных и оскорблённых, общество, где нет счастливых, но есть падшие, реальность и фантастика, сны и философская теория, герои носят в душе рай и ад, герои романа проходят через такие психологические эксперименты, что попробуй их пойми.

— Нам это сделать помогает Любовь Ивановна, — говорят Ангелина и Анастасия, Софья и Арина, Егор.

Весь 11-й класс работал воедино в этот урок, как, впрочем, и в предыдущие, на которых шёл разбор произведения. Я слышала ответы ребят, вникала в их рассуждения, вдумывалась вместе с ними в глубину взаимоотношений семьи Мармеладовых, предчувствовала катастрофу вдовы Катерины Ивановны, сострадала чиновнику-вдовцу, сближалась с состоянием Раскольникова, сочувствовала Екатерине Ивановне, чувствовала «правду» Сони…

Любовь Ивановна задавала ребятам серьёзные вопросы, а ответы раскрывали их внутренние качества, и я радовалась тому, какие светлые души и чистые умы у будущих выпускников 11-го класса. Их богатый лексический запас, умение мыслить, трактовать сложные отрывки романа, взвешивать образы в соответствии со своими понятиями о нравственности. Теперь, когда они уже 10 лет как не первоклашки, они знают цену таким свойствам характера, как раздражённость, безысходность, трагедия, попрание чувства собственного достоинства, подавленность, безответность, бесхарактерность — все свойства и чувства героев романа, конечно, формируют их собственный образ мышления и натуру, устремлённую к настоящей правде.

 

Точка роста

— Мы с Любовью Ивановной на уроках изучили экономическую теорию Лужина, — говорит Ангелина.

— Мы увидели фактическое двойничество в образах романа, — добавляет Анастасия.

— Мы сегодня на уроке узнали новое слово — пария, — мыслит Егор. — Это бесправная, отверженная группа населения, к которой относятся герои романа.

— Запишите — это значимо. Прочитайте — это полезно. Заменяйте в речи местоимения. Рассуждайте смело здесь и сейчас и затем, наедине с собой. Наша задача — выявить скрытый смысл, цель — думать глубоко и взвешенно, думать не поверхностно.

Эти учительские наставления Любови Ивановны на уроке класс принял так, как и должно тому быть: по-взрослому. Уверена, что домашнее задание по уроку — рассмотреть образ антагониста шедевра Фёдора Достоевского «Преступление и наказание» Свидригайлова — станет высоконравственным уроком для каждого ученика 11-го класса: в предстоящем пути взрослой жизни не полагаться на теорию Свидригайлова: никакое зло не может быть оправдано, даже если оно делается ради какого-то благого дела. С хорошими ориентирами уйдут из школы её ученики, которых учат на уроках добру.

Мудрых два урока посетила я в двух школах: было чему поучиться и у первоклассников, и у тех, кто был первоклассниками 10 лет назад.

Ираида Родина