Несекретные материалы

Несекретные материалы

Жаркое лето 1993 года добавило жару в июле: по улице Мостовой, 9,  в районном центре Крапивинский, горела типография. И это событие разделило жизнь  двух смежных коллективов – районной газеты и районной типографии — на два судьбоносных отрезка: ДО пожара и ПОСЛЕ пожара. Как обычно, газетчики и полиграфисты ушли на выходные дни, сделав свою работу к предстоящему выпуску районки во вторник (в те годы газета выходила по вторникам, четвергам и субботам). Газетные полосы, собранные метранпажем в металле, уже ждали понедельника, чтобы отправиться в печатную  машину. Не дождались.

На заднем дворе здания типографии лежали под навесом на деревянном поддоне  катушки с газетной бумагой: каждая такая катушечка весила 300-350 кг. Плюс макулатуры целый воз, а то и больше. Пацаны из проулка за типографией играли в прятки не только друг с другом, но и с папиросными бычками: подберут брошенный окурок, курнут втихаря, а окурок спрячут подальше  в бумажную катушку. Вот они-то, эти пацаны- курильщики,  и наделали жару, и провели  разделительную полосу в истории газеты и типографии.

Все наши  – начальник типографии, наборщики, печатники –  прибежали к горящему зданию сразу же, еще раньше пожарной и милицейской машин.  За мной в Зеленогорск  примчался УАЗик из оперативки 02.

– Давай, окна вышибай, газетные полосы  (страницы) будем выносить! – кричали друг другу   типографские работники.

Одну-таки вынесли из пламени, затем всех оттеснили пожарные, а деревянное здание полыхало  зловещим огромным костром…  Больше недели  к пепелищу нельзя было подойти: раскаленный металл от полиграфического оборудования  остывал долго и безнадежно.

Не разделил нашей печали никто!!! 

– Евгений Николаевич! Типография горит, а там полосы вторниковской газеты! – на свой  тревожный звонок  генеральному директору концерна «Кузбассполиграфиздат»  Евгению Николаевичу Панову получила ответ:

– Не реви, дурочка, в новую жизнь пойдет ваша газета!

Вот оно, ДО и ПОСЛЕ. Приехавшие в понедельник из области начальники всех рангов и уровней вместе с нашим районным начальством  решили и постановили: типографию  не восстанавливать, коллектив уволить в связи с ликвидацией предприятия, газету  временно печатать в Ленинск-Кузнецкой типографии (туда на протяжении  нескольких месяцев  три раза в неделю ездили  ответственные работники газеты Валентина Сердюкова и Надежда Стельмахович).

– А тебе – билет в Москву, но не разгонять тоску, а учиться выпускать газету по новой технологии, – юморил  Евгений Николаевич, –  подбери  смышленого  паренька, который  там научится компьютерному набору и верстке газеты.

Смышленый паренек нашелся! Далеко искать не пришлось. Рядом с редакцией, которая  тогда  была  по улице Советской, 6, жила отличная семья Смольяниновых, сегодня мы говорим о ней как о заслуженной уважения  династии журналистов-полиграфистов. Внук журналиста районной газеты, сын полиграфиста районной типографии, Виталий Смольянинов, командированный вместе со мной в Московский институт полиграфии, книгоиздательства, газетной и книжной промышленности, долго, сосредоточенно, прилежно и результативно проходил обучение  выпуска   газеты по новой технологии. Вот оно, ДО и ПОСЛЕ! Мы привезли компьютерное оборудование  из Москвы, поставили решетки на окнах редакции и железную дверь, усилили штат сторожей  и начали труд в новой газетной эпохе.

Вдруг нежданно  прилетел и бонус в Крапивинскую районную газету: со всех концов Кузбасса, из всех районных газет области  стали приезжать к нам их сотрудники – посмотреть, что да как,  поучиться и перенять опыт, чтобы тоже переходить на компьютерный набор и верстку газеты.  Тогда, после пожара, стало  понятно: разница велика необычайно!

Типографские линотипы, строкоотливные машины и работающие на них линотипистки располагались в горячем цехе, набор текстов-строчек шел в горячем процессе, нужно было расплавить металл, чтобы вылить из него строчки. Метранпаж, тоже женщина, специалист в докомпьютерную эпоху, это был  верстальщик газетных полос из набранных в металле строчек. А заголовки вообще нужно было собирать из ручных шрифтов  по буковке, любая из них находилась в своей ячеечке.

Каждая полоса будущей газеты весила 25 кг, а их четыре для каждого номера, и каждую нужно было перенести с железного рабочего стола в следующий цех, печатный, к печатной машине. Наши метранпажи тех лет Зинаида Кузнецова, Нина Барышева, как и линотипистки Галина Каюткина,  Галина Вигулярова, Любовь Горелько, Елизавета Афанасьева, Светлана Шепелина были специалистами высшего класса. Примечательный факт той типографской эпохи: после отпечатанных номеров газеты все эти железные страницы переплавлялись! Один из вредных производственных цехов того времени назывался гартоплавкой, где шла переплавка металла, чтобы снова из него выливать строки. А заголовки  вручную разбирались на составляющие их буквы и знаки препинания.

Набираю сейчас эти строки воспоминаний на компьютере и ужасаюсь сама себе: какие же мы древние! Старый дедушка-линотип, старая бабушка тигельная  печатная машина, старый внук  котел с кипящими строчками из вчерашних заметок про доярок из Перехляя, овощеводов из Шевелей, механизаторов из Уньги, свиноводов из Чуваштруда, геологов из Крапивинской геолого-разведочной партии, шахтеров Крапивинской шахты, маслоделов Крапивинского молзавода,  гидростроителей из Зеленогорска, пекарей, водителей, врачей, учителей, воспитателей, агрономов, зоотехников, милиционеров...

Газете – 90 лет. Если бы в 1993 году не сгорела типография, ей бы тоже было 90, потому как в 1932 году эти два предприятия были задуманы как одно целое. Два коллектива – часть истории района.  Мы сверяли свой путь среди  счастья и зла с той газетной строкой, что к сердцам пролегла. Вспоминая прошлое – вглядываемся в будущее, а оно состоится непременно. Потому, что есть настоящее! Районная газета, как зеркало истории, продолжает отражать  жизнь района.  Энергией позитива заряжен сегодняшний коллектив газеты, делая ставку на перспективу.

Без срока давности    2022 – 1932 = 90, газета молода! Радуюсь за мгновения, спрессованные в года, ведущие  газетчиков всех годов  и поколений в Путешествие во времени.

Ираида Мошненко, бывший редактор газеты