Их руками дороги строятся

Их руками дороги строятся
ФОТО:
Их руками дороги строятся
Их руками дороги строятся
Их руками дороги строятся
Их руками дороги строятся
Их руками дороги строятся
Их руками дороги строятся

16 октября отмечают свой профессиональный праздник те, кто незримо стоит за каждой из сфер человеческой жизни, – дорожники. Без качественных автомобильных дорог медики гораздо дольше бы добирались до пациентов, пожарные опаздывали бы на выезды, а банальная поездка в гости из комфортной превратилась бы в целый квест. Да даже продукты купить было бы сложно – ведь их как-то нужно доставлять в магазины! Также именно они, дорожники, в ответе и за социальное, и экономическое развитие не только небольших округов, как Крапивинский, но и целых стран. А за состоянием дорог в нашем округе вот уже 55 лет следит предприятие «Крапивиноавтодор».

От ПДУ до ДРСУ

Хорошую дорогу построить мало. Как и любой объект, она требует постоянного контроля и содержания. С 1967 года за дороги в Крапивинском округе ответственным было одно неизменное предприятие. Именно в тот год был организован производственный дорожный участок № 2642, основной задачей которого было содержание автодороги Панфилово — Крапивинский, которая что и полвека назад, что и сейчас является основной артерией, связывающей Крапивинский округ с областной столицей.

В то время в распоряжении дорожников не было современной и удобной техники, которая сегодня во многом облегчает труд. Тогда это были два гусеничных трактора (ДТ-75) и два ЗИЛа-555, а первые километры дорог мерились саженью (примерно 2,13 современных метра). Начальником ПДУ № 2642 был назначен Иван Емельянович Овчинников, в штат было набрано четыре дорожных мастера, пять дорремонтёров, механик, старший бухгалтер и счетовод-кассир. Не было и привычных, металлических и долговечных дорожных знаков — 55 лет назад они размещались на деревянных стойках, заготовка которых также ложилась на дорожников: приказом начальника участка до мастеров доводился план на заготовку и вывозку древесины для изготовления щитов, строительства базы, мостов. С октября того же года за дорожными мастерами были закреплены участки существующих дорог. Ежедневно мастерами велись записи в журналах о выполненных на шести дистанциях работах, каждая из которых была до 50 километров. Асфальт поставлялся с асфальтобетонного завода деревни Смирновки, за время доставки он успевал схватиться, что влияло и на качество дорожного полотна. В составе дорожных рабочих бригад были и женщины — в любую погоду им приходилось вручную чистить, красить мосты, с помощью кос окашивать обочины обслуживаемых дорог.

В 1975 году построено новое административное здание по улице Мостовой в посёлке Крапивинском, напротив деревянного дома, в котором тогда располагалась дирекция предприятия. Важным моментов в формировании предприятия стало открытие своего АБЗ в селе Борисово в 1991 году, что позволило выполнять гораздо большие объёмы работ, чем раньше: уже в 1992 году было выпущено рекордное количество асфальтобетонной смеси — 43 тысячи тонн, что стало началом к строительству и ремонту дорог с уже асфальтобетонным покрытием.

В 1999 году сдан в эксплуатацию карьер и дробильно-сортировочный комплекс на горе Елбак, что позволило не только полностью обеспечить предприятие материалами, но и частично закрыть потребности управления, являющегося основным подрядчиком областного дорожного фонда. Щебень высокой прочности используется для приготовления  асфальтобетонной смеси и для устройства оснований дорожной одежды.  За эти годы предприятие сменило и несколько названий: и ЛУАД (Линейное управление автомобильных дорог), и Крапивинское ДРСУ (Дорожно-ремонтное строительное управление), с начала 2000-х годов оно стало знакомым нам АО «Крапивиноавтодор».

 

Их руками

Безусловно, успех любого предприятия невозможен без чёткой и слаженной работы команды. Например, немногие организации могут похвастаться тем, что имеют девять семейных династий среди своих работников.  Самый большой общий семейный стаж имеют Салтымаковы — без малого 70 лет. Глава семьи, Иван Афанасьевич, 30 лет проработал плотником, а его сын Владимир — 38 лет машинистом трактора, в 2020 году на должность лаборанта АБЗ пришёл и Иван Владимирович Салтымаков. 66 лет общего стажа имеет семья Захряминых, члены которой были и плотниками-бетонщиками (Анатолий Николаевич), и водителями (Максим Анатольевич, кстати, работает и сегодня), и мастерами (Сергей Николаевич), дорожными рабочими (Михаил Сергеевич)  и начальниками производственно-технического отдела (Константин Сергеевич). А общий стаж семьи Иванищевых лишь немногим уступает предшественникам — 64 года, 33 из которых глава семьи Пётр Иванович посвятил кузнечному делу, а его жена Александра Алексеевна 31 год трудилась бухгалтером.

Менялось руководство и название организации, но на протяжении пяти десятков лет неизменным оставалось одно — весь коллектив «Крапивиноавтодора» всегда был одной большой семьёй. Организовывались новогодние ёлки  для детей сотрудников, голубые огоньки для всего коллектива, семейные спортивные мероприятия  с горячим чаем. По инициативе работников  были закуплены музыкальные инструменты и организована группа, выступавшая на проводимых голубых огоньках. Под руководством Юрия Копанева был организован кружок по боксу для детей сотрудников предприятия, оборудована комната с необходимым инвентарём на втором этаже ремонтно-машинной мастерской.

— Я свою работу очень люблю, — рассказывает начальник сметно-договорного отдела Елена Цыбина. — Безусловно, в любой профессии есть сложные и простые моменты, но у нас работа интересная. Казалось бы, составить сметную документацию, рассчитать объёмы работы и денежных средств, посчитать, сколько нужно материалов, но порой приходится самые настоящие головоломки решать!

Елена Геннадьевна Бабаева проработала на предприятии 41 год — с момента распределения после института до самого выхода на заслуженный отдых.

— Я приехала с Урала лаборантом, по распределению, — вспоминает Елена Геннадьевна. — Потом я стала замначальника планового отдела, потом была лаборантом на АБЗ и уже после стала начальником участка по содержанию дорог — это как раз ремонты, установка знаков, ограждений и так далее. С коллективом я всегда ладила, несмотря на то, что преимущественно он был мужским. Порой даже по семейным делам советовались, обсуждали какие-то проблемы.

Сейчас у начальников участков есть помощники — мастера, но вот Елене Геннадьевне приходилось всё делать самостоятельно: планировать объём  работ на неделю, мониторить прогноз погоды, раздавать задания на участках (а это порядка 25-30 человек).

— Если кладут асфальт сплошным участком, то вышли в восемь утра, в десять вечера закончили — я всё время с ними. Работать приходилось и на объектах, и с бумагами, даже домой брала, — смеётся Елена Геннадьевна.

А вот особые трудности, как считает мастер, доставляет зимнее содержание дорог.

— Очень важно было не упустить момент гололёда, всё просыпать, — говорит женщина. — Бывает, всё распланируешь, а тут раз, и что-то из техники сломалось, а без неё никуда. И летом допоздна работать можно, светло, а зимой такого уже нет. Упустил момент гололёда — и всё, с ним потом сложно бороться.

Перебраться в другое место и сменить профессию Елене Геннадьевне также не хотелось, хотя поначалу её звали и в лабораторию Кемерова.

— Я как-то к Крапивино уже прикипела, не пошла. Действительно, отношения на работе были почти семейными, я, когда уходила, даже сказала, что была очень счастлива в таком коллективе работать. И до сих пор ветеранов не забывают — мы поддерживаем связь с бывшими коллегами, нас поздравляют с праздниками. Евгений Николаевич даже лично приезжает, несмотря на занятость. Вот не так давно нас и на квест, посвящённый празднованию Дня пожилого человека, в Кемерово отправляли, мы там третье место заняли, — смеётся Елена Геннадьевна.

За плечами коллектива «Крапивиноавтодора» множество крупных и даже федеральных проектов, в том числе и в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Предприятие принимает участие и в благоустройстве придомовых территорий и даже целых коттеджных посёлков, и ещё множество дел у него в рамках социально-экономического сотрудничества. Дорожник — это действительно особенная профессия, ведь те, кто строит транспортные артерии, не могут отступить, а двигаются только вперёд!

 

цифра

 13 мостов обслуживает «Крапивиноавтодор»

 233 километра автомобильных дорог находится на содержании предприятия

 78 километров лесополосы посажено

 108 сотрудников, 13 отделов и участков работает на предприятии

 

Елена Першина